Статус и полномочия областной Думы
Выдержка из Устава Мурманской области
(по состоянию на 19 февраля 2021 года)
1. Государственную власть в Мурманской области осуществляют образуемые Мурманской областью самостоятельно органы государственной власти Мурманской области.
2. Систему органов государственной власти Мурманской области составляют:
законодательный (представительный) орган государственной власти Мурманской области;
высший исполнительный орган государственной власти Мурманской области;
иные органы государственной власти Мурманской области, образуемые в соответствии с Уставом области.
В Мурманской области устанавливается должность высшего должностного лица Мурманской области.
3. Полномочия органов государственной власти Мурманской области и высшего должностного лица Мурманской области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.
Глава 13. Законодательный (представительный) орган государственной власти Мурманской области
1. Мурманская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Мурманской области.
Областная Дума является однопалатным органом.
2. Непосредственно полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Мурманской области осуществляются депутатами областной Думы, избираемыми гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Мурманской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
1. Областная Дума избирается в составе 32 депутатов сроком на 5 лет.
Исчисление срока, на который избирается областная Дума, начинается со дня ее избрания. Днем избрания областной Думы является день голосования, в результате которого областная Дума была избрана в составе не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.
Срок полномочий депутата областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы областной Думы нового созыва, за исключением досрочного прекращения полномочий депутата в соответствии с законом Мурманской области. Началом работы областной Думы нового созыва является первое заседание областной Думы нового созыва.
2. Областная Дума нового созыва является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.
3. Со дня избрания областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.
4. Установленный срок полномочий областной Думы не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
5. Число депутатов, осуществляющих свою деятельность в областной Думе на профессиональной постоянной основе, определяется законом Мурманской области.
6. Статус депутатов областной Думы, срок их полномочий, порядок подготовки и проведения выборов депутатов областной Думы устанавливаются федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.
Депутат областной Думы в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
7. Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия областной Думой решения о самороспуске.
Постановление о самороспуске областной Думы принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы по мотивированной инициативе не менее половины от установленного числа депутатов областной Думы. Указанное постановление принимается одновременно с постановлением о назначении внеочередных выборов депутатов областной Думы;
б) роспуска областной Думы Губернатором области по основаниям, предусмотренным частями 5 и 6 статьи 76 Устава области;
в) вступления в силу решения Мурманского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
8. В случае досрочного прекращения полномочий областной Думы в соответствии с федеральными законами, Уставом и законом Мурманской области назначаются внеочередные выборы депутатов областной Думы. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.
1. Основной формой работы областной Думы является заседание.
Заседание областной Думы правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов областной Думы.
Заседания областной Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.
2. Заседания областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Мурманской области, а также Регламентом областной Думы.
3. Вновь избранная областная Дума собирается на первое заседание на девятнадцатый день со дня ее избрания.
Губернатор области может созвать заседание областной Думы ранее этого срока.
4. Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
5. Порядок деятельности областной Думы определяется Регламентом областной Думы.
1. Для реализации своих полномочий и организации деятельности областная Дума в соответствии с Регламентом областной Думы:
а) избирает Председателя областной Думы, Первого заместителя Председателя областной Думы, заместителей Председателя областной Думы;
б) формирует комитеты областной Думы;
в) избирает из составов комитетов председателей комитетов областной Думы.
2. Депутаты областной Думы, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в областной Думе, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее – фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым части 2.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 2.1 настоящей статьи.
Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 2.1 настоящей статьи, вправе образовывать постоянные депутатские группы, не являющиеся фракциями. Постоянной депутатской группой признается группа, в которую входит не менее трех депутатов областной Думы.
2.1. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в областной Думе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
2.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 2.1 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
2.3. Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе, предоставляется право замещать руководящие должности, указанные в части 1 настоящей статьи.
3. Деятельность областной Думы обеспечивается аппаратом областной Думы.
4. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
5. Областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
6. Расходы на обеспечение деятельности областной Думы предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение областной Думой или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами областного бюджета в какой бы то ни было форме в процессе исполнения областного бюджета не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности областной Думы. При этом полномочия областной Думы по осуществлению контроля за исполнением областного бюджета не ограничиваются.
1. Областная Дума:
а) принимает Устав области, изменения и дополнения (поправки) к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Мурманской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Мурманской области;
б.1) утратил силу;
б.2) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;
б.3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Мурманской области;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.
2. Законом Мурманской области:
а) утверждаются областной бюджет и отчет об исполнении областного бюджета, представленные Губернатором области;
б) устанавливаются структура, порядок формирования и деятельности Правительства области;
в) осуществляется правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, а также регулируются иные вопросы в области местного самоуправления в соответствии с федеральным законом;
г) устанавливается порядок проведения выборов депутатов областной Думы, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований;
г.1) устанавливаются порядок проведения выборов Губернатора области и порядок отзыва Губернатора области;
д) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума и местного референдума;
е) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Мурманской области в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
ж) устанавливаются налоги и сборы Мурманской области, а также иные платежи, установление которых отнесено федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;
з) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
и) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Мурманской области, в том числе долями (паями, акциями) Мурманской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
к) утверждаются заключение и расторжение договоров Мурманской области;
л) устанавливаются административно-территориальное устройство Мурманской области и порядок его изменения;
м) устанавливается система органов исполнительной власти области, представленная Губернатором области;
н) устанавливается порядок землепользования, использования других природных ресурсов, охраны и использования объектов природного и культурного наследия;
о) устанавливается административная ответственность за нарушение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области, а также по другим вопросам в пределах полномочий Мурманской области;
п) устанавливается порядок опубликования законов Мурманской области и нормативных правовых актов областной Думы, Губернатора области и Правительства области;
р) учреждаются награды и премии Мурманской области;
с) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области к ведению и полномочиям Мурманской области.
3. Постановлением областной Думы:
а) принимается Регламент областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;
б) назначаются выборы в областную Думу, выборы Губернатора области и голосование по отзыву Губернатора области;
б.1) утратил силу;
б.2) оформляется решение о ежегодном отчете Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;
в) назначается областной референдум в случаях, предусмотренных законом Мурманской области;
г) назначаются на должность и освобождаются от должности Председатель, заместитель Председателя, аудиторы Контрольно-счетной палаты Мурманской области в соответствии с законом Мурманской области;
д) назначается половина членов Избирательной комиссии Мурманской области в соответствии с федеральным законом и законом Мурманской области;
е) назначаются мировые судьи в соответствии с законами Мурманской области;
е.1) назначаются на должности Уполномоченный по правам человека в Мурманской области, Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области и досрочно прекращаются их полномочия в соответствии с законами Мурманской области;
ж) согласовывается назначение на должность первых заместителей Губернатора области;
з) согласовывается назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных должностных лиц в соответствии с федеральными законами;
и) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору области по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 76 Устава области ;
к) оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие;
л) принимается решение о самороспуске областной Думы;
м) утверждается соглашение об изменении границ Мурманской области, а также согласовываются установление и изменение границ закрытых административно-территориальных образований Мурманской области;
н) оформляется решение о законодательной инициативе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
о) оформляются решения о принятии либо об отклонении проекта закона Мурманской области, а также о принятии закона Мурманской области;
п) утратил силу;
р) утратил силу;
с) одобряется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Мурманской области;
т) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области к ведению областной Думы.
4. Областная Дума в пределах и формах, установленных Уставом и законами Мурманской области:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за:
соблюдением и исполнением законов Мурманской области;
исполнением областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также расходованием средств кредитных ресурсов и ассигнований за счет средств федерального бюджета;
соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Мурманской области;
б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Мурманской области.
1. Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит Губернатору области, депутатам областной Думы, представительным органам муниципальных образований, а также Мурманскому областному суду, Арбитражному суду Мурманской области, Избирательной комиссии Мурманской области, Контрольно-счетной палате Мурманской области по вопросам их ведения, прокурору Мурманской области в пределах его компетенции.
Уставом и законами Мурманской области может устанавливаться особый порядок осуществления права законодательной инициативы.
2. Проекты законов Мурманской области могут быть внесены в областную Думу в порядке народной законотворческой инициативы, осуществляемой в соответствии с законом Мурманской области.
3. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
4. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Мурманской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Мурманской области, а также законопроекты по вопросам собственности Мурманской области, экономической реформы, земельной политики, административно-территориального устройства рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии заключения Губернатора области. Данное заключение представляется в областную Думу в срок до 30 дней с момента поступления законопроекта Губернатору области.
1. Законы Мурманской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановления областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Закон Мурманской области, принятый областной Думой, в течение семи календарных дней направляется Губернатору области для обнародования.
3. Губернатор области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления к нему закона обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон. В случае отклонения закона Губернатором области отклоненный закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и (или) дополнений.
4. В случае, если при повторном рассмотрении областной Думой закона, отклоненного Губернатором области, закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы, Губернатор области в течение семи календарных дней с момента поступления к нему закона обязан обнародовать закон, удостоверив обнародование закона путем его подписания.
5. В случае, если при повторном рассмотрении закона областная Дума согласится с изменениями, дополнениями или частью изменений, дополнений, предлагаемых Губернатором области, закон подлежит принятию в порядке, установленном федеральным законом, Уставом и законом Мурманской области.
6. Проект закона Мурманской области рассматривается областной Думой не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо об отклонении проекта закона Мурманской области, а также о принятии закона Мурманской области оформляется постановлением областной Думы.
7. Законы Мурманской области вступают в силу после их официального опубликования в срок, установленный законом. Законы и иные нормативные правовые акты Мурманской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
8. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Мурманской области подлежат государственной защите на территории Мурманской области.
Временно ограничен личный прием граждан. подробнее.
Источник