Окружающий мир 4 класс 1 часть Проект “Заповедники и национальные парки России”
Наши проекты стр. 204: Проект “Заповедники и национальные парки России”
Цель проекта: найти информацию о национальных парках России, рассказать о природных ландшафтах, животных и растениях этих территорий и о цели создания таких уголков дикой природы в государстве.
План проекта:
1. Заповедники России, общая характеристика
2. Природные парки России, общая информация.
3. Заповедник “Остров Врангеля”
6. Защита и охрана заповедников
7. Пример презентации
Доклад к проекту “Заповедники и национальные парки России”
На территории России находятся 103 заповедника, общей площадью 27 миллионов гектаров, и 49 национальных парков, общей площадью 14 миллионов гектаров.
Это особо охраняемые государством природные территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
Отличие заповедника от национального парка в том, что в заповеднике запрещено появление человека, кроме сотрудников заповедника, а в парках практикуют экологический туризм.
Старейшим заповедником России является Баргузинский, он был основан в 1917 году, ну а самым крупным является Командорский заповедник, чья площадь превышает 46 тысяч квадратных километров.
Природные парки в России появились значительно позднее. Первые из них, Сочинский и Лосиный остров возникли только в 1983 году. Но с тех пор их количество значительно выросло.
Остров Врангеля
Одним из самых уникальных заповедников России является “Остров Врангеля”. Это огромный заповедник, который занимает всю площадь острова Врангеля в Чукотском море, а также прилегающий остров Геральд.
Этот остров расположен в тундровой зоне, далеко за полярным кругом, но отличается уникальной природой.
Большую часть территории острова занимают горы, по которым сбегают в океан множество мелких рек и ручьев. Есть на острове и несколько сотен небольших озер.
Но главное богатство заповедника — его флора и фауна. По числу эндемиков, то есть видов растений и животных не встречающихся больше нигде, остров Врангеля не знает себе равных среди других островов Северного Ледовитого океана.
Флора и фауна
Знаменит остров своими птичьими базарами. Здесь гнездуются 62 вида птиц и в летние месяцы на побережье острова царит необыкновенное оживление. На острове можно встретить кайру, чайку, белого гуся, казарку, гагу, куликов, бакланов и многих других птиц.
Белые медведи
Этот заповедник также известен как ясли белых медведей. Именно здесь находится наибольшее во всей Арктике количество родовых берлог этого животного, именно сюда приходят самки белых медведей, чтобы вывести потомство. Каждый год на берегах острова залегают в берлоги около 500 белых медведиц.
Научная работа и охрана
Сотрудники заповедника ведут значительный объем научной работы. Они изучают популяции белого медведя, белого гуся, других птиц и животных. Ищут новые виды растений и животных.
На острове развит познавательный, научный экотуризм, разработаны девять туристических маршрутов, по которым туристы передвигаются либо на вездеходах и квадроциклах, либо на круизных судах.
Остров Врангеля представляет собой уникальное природное сообщество, охрану которого осуществляет государство.
Пример презентации проекта
Для просмотра кликните на иллюстрацию и листайте.
Источник
Заповедники России
Россия славится размерами своей огромной территории. Но мало кто догадывается, что на территории этой великой страны, есть множество прекрасных мест. Предлагаем вашему вниманию 8 лучших заповедников России.
Байкальский заповедник
Расположен в южной части Байкала на его восточном берегу и охватывает территорию горного массива Хамар-Дабан. Границы заповедника проходят по рекам Мишиха и Выдринная. В заповеднике сохраняется огромный генофонд диких растений и животных: общее количество известных видов высших и низших растений достигает 2000, позвоночных животных — более 350, беспозвоночных — более 1500. Центральная усадьба — поселок Танхой Кабанского района Республики Бурятия.
Кузнецкий Алатау
Расположен на юге Центральной Сибири в наиболее высокой части западного склона хребта Кузнецкий Алатау на территории Тисульского, Новокузнецкого и Междуреченского районов Кемеровской области. На западе заповедник ограничен Кузнецкой, а на востоке — Минусинской котловинами. На юге граничит с Абаканским хребтом Западного Саяна, на севере четкой границы не имеет. На территории заповедника встречаются около 572 видов сосудистых растений. Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таежными лесами из пихты, ели и сибирской кедровой сосны, сменяющимися на восточных склонах сосновыми и лиственничными лесами.
В растительном покрове представлены высотные пояса от степного и лесостепного до черневой тайги, альпийских лугов и высокогорной тундры. Много редких растений: радиола розовая (золотой корень), левзея сафлоровидная (маралий корень), венерин башмачок — и эндемичных видов. На территории заповедника зарегистрировано 273 вида птиц.
Алтайский заповедник
Расположен в северо-восточной части Алтая к юго-востоку от Телецкого озера, в пределах Турочакского и Улаганского районов Республики Горный Алтай. Площадь 863 728 га, из них 247 783 га покрыто лесами и 13 022 га занято водоемами. Заповедник расположен на водоразделе верховьев Оби (река Бия) и Енисея (река Абакан), преимущественно в бассейне реки Чулышман. Фауна в основном типично таежная, отчасти горная и в очень малой степени степная.
В заповеднике отмечено 73 вида млекопитающих, 310 видов птиц, 10 видов земноводных и пресмыкающихся. Среди таежных видов обычны медведь, соболь, росомаха, рысь, белка, бурундук, лесные полевки, кабарга, марал, лось; для тайги с полянами и светлохвойных лесов характерна косуля. Из лесных птиц многочисленны обыкновенный глухарь, рябчик, кедровка, кукша, желна, щур, поползень, синицы гаички и др. В альпийском поясе, горных тундрах и скалах встречаются северный олень (заходит и в тайгу), снежный барс (очень редок).
Кроноцкий заповедник
Самый крупный и наиболее известный заповедник Камчатки. Кроноцкий заповедник находится на восточном побережье, выходя на берега Кроноцкого и Камчатского заливов. Здесь собраны все камчатские ландшафты: тундровые приморские низменности, лесистые и кустарниковые среднегорья, вулканические высокогорья с ледниками.
Долина гейзеров — особо охраняемый природный объект, входящий в состав Кроноцкого государственного биосферного заповедника, поэтому посетить ее сегодня могут только организованные туристы. Охраняемые объекты — около 600 видов растений, 37 видов животных, 212 видов птиц. Все гейзеры разные, непохожие друг на друга. Тройной гейзер примечателен серовато-коричневой окраской гейзерита и тремя грифонами, Сахарный похож на огромный цветок лилии, Большой имеет самый высокий фонтан, Малый — наиболее мощный в Долине.
Кавказский заповедник
Один из крупнейших не только в Краснодарском крае, но и в России. Заповедник учрежден для охраны уникального природного комплекса российских субтропиков, восстановления численности зверей и птиц, проживающих на его территории. В Кавказском заповеднике произрастает множество видов южных растений, в том числе и плодовых.
Выше 1900—2000 м над уровнем моря находятся субальпийские луга, обладающие большим количеством цветов, которые делают эту зону особенно красивой. Наиболее ценные виды животных, птиц и растений, обитающих в заповеднике, занесены в Красную книгу. Любая хозяйственная деятельность человека на территории заповедника запрещена.
Большой Арктический заповедник
Находится за полярным кругом — на Таймырском полуострове и мелких островах, где царит многолетняя мерзлота. Добраться на территорию заповедника можно только по воздуху, да и то в летную погоду. Здесь можно попробовать модный сейчас вид экотуризма — бёрдвотчинг, то есть наблюдение за птицами. Оно проводится на биостанции Вильяма Баренца, расположенной недалеко от поселка Диксон, где находится немало международных орнитологических баз.
С наступлением весны побережье заповедника превращается в огромный птичий базар. Его заселяют розовые и белые чайки, сибирские гаги, бургомистры, чистики, белолобые гуси, северные кулики, черные казарки. В этих местах выводит птенцов и краснозобая казарка — редкая птица, которая встречается только в России и занесена в Красную книгу.
Саяно-Шушенский заповедник
Одно из самых труднодоступных заповедных мест на территории Российской Федерации находится в южной части Красноярского края, на западных склонах Саян. Заповедник был организован в 1970-х гг. исключительно для того, чтобы компенсировать ущерб природе от строительства и эксплуатации Саяно-Шушенской гидроэлектростанции и сохранить популяцию редких видов животных.
Дальневосточный морской заповедник
Морской заповедник состоит из четырех участков: три расположены в Хасанском районе Приморского края, четвертый — на острове Попова, в Первомайском районе Владивостока. За заповедником закреплены участки материковой береговой полосы, острова и прилегающая к ним акватория. Видовой состав животных и растений в заповеднике весьма многообразен, что связано со значительным разнообразием условий существования. Здесь имеются как тепловодные — субтропические и даже тропические виды, — так и холодноводные.
Среди населения вод заповедника более 200 видов макроводорослей, 200 — рыб, 300 — двустворчатых и брюхоногих моллюсков, 200 — морских червей, около 100 видов ракообразных, 40 — иглокожих. Многочисленны и другие группы холодноводных — бореально-арктических и тепловодных — субтропических и даже тропических беспозвоночных морских организмов. В водах заповедника встречаются тропические акулы и морские змеи.
Источник
Конспект занятия «Заповедные зоны России»
Конспект учебного занятия «Заповедные зоны России»
Цель: формирование у обучающихся представлений о заповедниках, как, об особом месте охраны природы.
1. Познакомить обучающихся с возникновением и созданием заповедных зон России, пояснить причины их создания, показать значимость заповедников в жизни человека;
2. Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение, расширять кругозор обучающихся, умение работать коллективно, в парах;
3. Формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру, воспитывать любовь к природе; экологическую культуру обучающихся.
Тип занятия: комбинированный
Форма занятия: занятие-экспедиция
Основные термины,понятия: «заповедник», ООПТ
Методы, приёмы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, наглядный, стихотворение, приём «Хоровой ответ», «Рефлексивный экран», мозаика «Насекомые. «
Оснащенность: толковый словарь С. И. Ожегова, альбомы, фломастеры, цветные карандаши, физическая карта России, книги о Байкале.
Ход занятия
Этапы учебного занятия Задачи этапа Содержание занятия Результат деятельности обучающихся
Организационный Подготовить и настроить обучающихся к работе на занятии Здравствуйте, дети, рада видеть вас на занятии, уверена, что оно для вас будет интересным, вы узнаете много нового! Восприятие
Проверочный Установление правильности и осознанности материала прошлых занятий, выявление пробелов и их коррекция Стихотворение
На лугу весёлый бал
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатый танцевал
И кружился ветерок,
И качался в такт цветок,
Свой зелёный стебелёк
Стрекоза легко неслась с Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным. Прилетел и Майский Жук
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в весёлый круг,
Муравьи толпой пришли,
И плясать они пошли.
Лишь Паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
Что еще такой за бал?»
Злой Паук не понимал
— О чем говорится в стихотворении?
— Название каких насекомых вы услышали?
— Что вы знаете о насекомых?
Работа в группах. Из разрезанных частей собрать насекомое и рассказать о них. 1 группа – комар, 2 группа – майский жук, 3 группа – божья коровка.
— Что вы знаете об этих насекомых?
(дети вспоминают материал прошлых занятий, называя признаки насекомых, внешнее строение насекомых в собранной мозаике).
Обучающиеся слушают стихотворение
Обучающиеся отвечают на вопросы педагога, вспоминая материал прошлых занятий. Выполняют мозаику в группах
В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных, на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в 20 столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.
— Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5% до 10 % видов растений.
— Известно, что только в 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.
— В последние годы ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых представителей.
— Как вы можете прокомментировать эти факты?
(дети выдвигают свои мысли, о чем идет речь в прочитанном педагогом тексте) Восприятие и понимание текста
Педагог хвалит учащихся за выдвинутые предположения
Усвоение новых знаний и способов действий
Первичная проверка понимания изученного
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция.
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
Мобилизация детей на самооценку
— О чём идёт речь из прочитанного сообщения?
— Что мы делаем для того, чтобы сохранить природу? Что делает человек, для сохранения некоторых видов растений и животных?
— Из предложенных разбросанных букв составьте слово (Заповедник)
— Что вы знаете о заповедниках?
— Где можно узнать толкование слова «заповедник«? (обращение к «Толковому словарю» С. И. Ожегова).
— Запишите определение слова в тетрадь и подчеркните.
Приём «Хоровой ответ»
— Давайте все вместе повторим слово «Заповедник«
— Как вы думаете зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете?
— Кто из вас догадался, над какой темой занятия мы сегодня будем работать?
— Правильно! Тема нашего занятия «Заповедные зоны России«
— Начнем мы с истории создания заповедников в России.
Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1917 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский.
— Итак, первый заповедник, который мы с вами посетим – это Баргузинский (обращение к карте).
— Итак, с каким первым заповедником мы познакомились?
— И мне бы хотелось поведать вам еще об одном заповеднике. Это Уссурийский заповедник.
— Слышали ли вы когда нибудь это название?
Уссурийский заповедник расположен в Уссурийском и Шкотовском районах Приморского края. База находится в поселке Каменушка Уссурийского района. Уссурийский заповедник носит имя академика Владимира Леонтьевича Комарова – крупнейшего отечественного ботаника
Из животного мира в заповеднике обитают кабаны, изюбры, барсуки, колоноки, белка, красно-серая полевка, рябчик, желтогорлая и седоголовая овсянки, синицы — белобрюхая и черноголовая гаички, дятлы седой, белоспинный и большой пестрый. В «Красную книгу России» занесены тигр амурский, леопард восточносибирский, мандаринка, чёрный аист, тритон когтистый уссурийский.
— Вот мы с вами и закончили свою экспедицию по заповедникам. Интересно вам было узнать новое?
— Какой заповедник был создан самым первым?
— Давайте с вами посчитаем сколько прошло лет с открытия первого заповедника.
— Отнимем 2017 год и 1917. Сколько получится?
— Так вот ребята заповедной системе России сегодня исполняется 100 лет! Это великая дата?
— После того как был открыт Баргузинский заповедник, с этого момента и идет отсчет заповедной системе России. У истоков формирования этой системы охраны природы стояли выдающиеся русские ученые, экологи. Им удалось разработать эффективные методы и формы природоохранной деятельности. За 100 лет существования заповедной системы России восстановлены популяции исчезающих видов животных, такие как зубры, соболи, каланы, а также выявлены новые виды животных и растений.
— Что вы запомнили об Алтайском и Уссурийском заповедниках?
— Как вы думаете, почему Уссурийский заповедник носит имя великого академика В. Л. Комарова?
— Какова главная роль заповедников?
— Как вы можете объяснить слова великого писателя М.Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину «
— Мы сегодня узнали только о трех заповедниках. Вам дома нужно будет найти информацию еще о заповедниках, на следующем занятии вы мне о них поведаете. А также найдите информацию о том, чем отличаются национальные парки от государственных заказников.
— Я вам предлагаю посмотреть на «экран». Вы по желанию выбираете себе фразу, и заканчивают ее самостоятельно.
(приём «Рефлексивный экран»).
Спасибо за совместную работу, молодцы. До свидания, жду всех на следующую встречу!
Освоение новых знаний.
Обучающиеся составляют из букв слово.
Выдвигают предположения, что такое «заповедник«, что они о них слышали.
Записывают определение слова в тетрадь.
Хором повторяют слово «заповедник«
Выдвигают свои предположения, выслушивают друг друга.
Смотрят на карту, записывают название первого заповедника.
Записывают основные факты.
Обращают внимание на карту, где педагог показывает границы Баргузинского заповедника
Записывают основные факты об Алтайском заповеднике.
Смотрят на карту, обводят границы заповедника, озер.
Дети выдвигают свои предположения.
Дети смотрят на карту.
Осознанное усвоение нового учебного материала.
Дети смотрят на иллюстрации с животными, записывают их название.
Самоутверждение детей в успешности
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях.
Конспект занятия «Колокольные звоны России» Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, воспитывать чувства гордости за свою Родину. Программные.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «Флаг России» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество. Образовательные задачи: дать знания о государственном флаге,.
Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.
Конспект занятия по аппликации «Флаг ко Дню России» в средней группе Конспект занятия по аппликации «Флаг ко Дню России» в средней группе Цель: формирование у детей чувств патриотизма: гордости за свою Родину,.
Источник
Проект по окружающему миру «Заповедники и национальные парки России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119»
«Заповедники и национальные парки России»
Чирва Дарина 4 И класс
Иллиев Султан 4 И класс
Шпагин Максим 4 И класс
Барышникова Дина Викторовна
2.2 Национальные парки России………………………………………….12
Актуальность выбранной темы.
На территории России есть много уникальных по своей красоте уголков природы. Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортной жизни, мы вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений, птиц и животных. Увеличивается и количество экологических проблем на земле. Где искать решения? Как помочь сохранить территории, природные богатства, уникальный животный и растительный мир? В ходе проекта мы будем знакомиться с заповедниками и национальными парками России, с их месторасположением, значением и особенностями. Будем учиться культуре поведения и общения с природой.
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о заповедных территориях, о редких представителях флоры и фауны, о значимости водных и земельных ресурсов, то:
Возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы,
Вырастем будущими биологами, экологами – защитниками родной земли,
Станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в нашей жизни часто не хватает,
Тогда наша планета Земля станет яркой, красочной и прекрасной.
Цель проекта: узнать о заповедниках и национальных парках России.
1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы.
2. Подобрать материалы о заповедниках и национальных парках России.
3. Подготовить сообщение и презентацию проекта.
5. Рассказать о результатах своей работы одноклассникам.
2. Теоретическая часть
Заповедник полностью изъят из хозяйственной деятельности, запрещен туда и доступ людей. В национальных парках разрешена некоторая часть хозяйственной деятельности и разрешено посещение людьми.
Заповедники России
1. Байкальский заповедник
Вокруг самого глубокого на нашей планете озера Байкал — одного из крупнейших источников пресной воды в мире — раскинулся один из лучших заповедников России. Основная часть охраняемой территории находится на южном побережье озера в центральной части хребта Хамар-Дабан. Вокруг растут хвойные и лиственные леса, являющиеся домом для более 300 видов животных и 80 видов растений, около 25 из которых занесены в Красную книгу. В реках Байкальского заповедника водятся черный хариус, ленок, налим и таймень. Их даже можно ловить (не злоупотребляя, конечно), чем и занимаются туристы и местное население. Если никогда не пробовали свежего хариуса, то, уверяю, вам стоит исправить это упущение.
Те, кто хоть раз был в Байкальском заповеднике, рассказывают о его удивительном влиянии на душевное состояние. Если пройтись по туристским маршрутам (а заповедник открыт для посетителей, здесь можно спокойно гулять с рюкзаком целыми неделями), то в душу проникают одухотворённость и спокойствие, и ты возвращаешься к привычной городской суете уже совсем другим человеком. Если вам не по душе активный отдых, то вы можете просто расположиться в одном из туристических кемпингов на берегу озера: цены там весьма демократичны, а местные жители и владельцы «туристких посёлков» — приветливы и дружелюбны.
2. Баргузинский заповедник
Самый старый и лучший заповедник России. Он организован в 1916 году для спасения от уничтожения соболя. Заповедник расположен на северо-восточном побережье Байкала, занимая западные склоны Баргузинского хребта (Северобайкальский район Республики Бурятия). Территория Баргузинского заповедника охватывает более 374 тысяч гектаров. Из них 15 тысяч принадлежит водам знаменитого озера Байкал. Заповедник располагается на поверхности Баргузинского хребта и имеет на своей территории множество рек, озер, заливов, мысов. Самыми известными озерами на территории Баргузинского заповедника являются озера Лосиное и Карасевое. Однако наибольшее внимание и восхищение привлечено к озеру Байкал, часть которого является территорией заповедника.
Животные в заповеднике преимущественно лесные, но имеется также множество видов, обитающих на горных и прибрежных территориях. На территории заповедника проживает огромная популяция соболей, белок, бурундуков, лесных мышей, ласок, зайцев, росомах.
В 1986 году Баргузинскому заповеднику присвоен статус биосферного, а в 1996 году он в составе природного объекта «Озеро Байкал» включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Лучший заповедник России Кузнецкий Алатау расположен на юге Центральной Сибири. Это удивительное место с уникальной экосистемой. В окружённой высокими горами долине раскинулся девственный хвойный лес, где растут кряжистые кедры, текут кристально-чистые горные реки с ледяной водой, а ледники и подземные грунтовые воды питают огромные глубокие озёра.
Заповедник чрезвычайно популярен у местных туристов: и зимой, и летом здесь можно встретить целые группы людей с тяжёлыми рюкзаками на спинах. Маршруты в этом туристическом районе не сложные, есть удобные натоптанные тропы и приюты — домики, где можно остановиться, если вы не любите ночевать в палатке. Как правило, расстояние между ними занимает один дневной переход или меньше.
Правда, всё легко только до тех пор, пока вы не перейдете через перевал Караташский и не попадёте в самое интересное место заповедника — Золотую Долину. Часть долины хорошо изучена, но гораздо больше здесь диких мест, где не ходит никто, кроме косуль и медведей. Правда, заблудиться нереально: имея карту, по рекам можно выйти к человеческому жилью, вышеупомянутым приютам. Будучи в долине, необходимо заглянуть на красивейшее озеро Харатас. Его питают огромные сходящие с высоких гор водопады, а в водах водится самая настоящая форель.
4. Алтайский заповедник
Территория Алтайского заповедника внесена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО под названием «Золотые горы Алтая», и это один из крупнейших российских заповедников. Он почти со всех сторон окружён высокими горами, а с юга к нему примыкает огромное Телецкое озеро. Примечательно, что на всей территории природной зоны нет ни одной автодороги. Тем не менее, этот факт делает его ещё более привлекательным для туристов.
Основную часть территории заповедника занимает дикий лес, где можно встретить только редкие проложенные лесниками тропы. Ещё здесь есть 1190 озёр — все с холодной чистейшей водой.
Поблизости находится высочайшая вершина Алтайских гор и Сибири — Белуха, куда уже без специального снаряжения и хорошей подготовки не подняться. Вообще средняя высота гор — порядка 2 000 м над уровнем моря, что не так уж и высоко: на перевал может подняться любой человек. В горах бродить интереснее всего: вы можете увидеть необыкновенной красоты пейзажи, а если повезёт, то чрезвычайно редкого и благородного зверя, занесённого в Красную книгу России, — снежного барса.
5. Большой Арктический заповедник
Здесь находятся обширные арктические пустыни и арктическая тундра. Большую часть года на этой территории, непосредственно примыкающей к северному полярному кругу, лежит снег, сходящий только летом на короткое время. Большой Арктический — крупнейший по территории заповедник Евразии и дом для белых медведей.
В отличие от других заповедников, здесь есть и промышленные участки: например, в некоторых местах добывают нефть. Береговая линия заповедника омывается водами Северного Ледовитого океана.
6. Васюганские болота
В западной Сибири, между реками Иртыш и Обь, раскинулись одни из самых больших болот в мире. Для региона это один из основных источников пресной воды. Туристы посещают эти места редко: мало кто рискует бродить по огромным затопленным водой просторам, хотя в большинстве мест болота не глубокие. Разумеется, в этих диких местах живут редкие виды птиц и животных.
Впрочем, ходить по болотам много дней подряд желающие могут: посреди бескрайних водных полей встречаются вполне сухие поросшие лесом островки. Вот только за розжиг костра вам светит огромный штраф: подобное человеческое вмешательство наносит экосистеме этих мест немалый урон.
К сожалению, сохранность заповедника находится под угрозой, поскольку болота — это не только пресная вода и богатый животный мир, а ещё и запасы торфа, нефти и природного газа. Пока что никаких промышленных разработок в этой области не ведётся, но освоение полезных ископаемых может начаться в ближайшие годы. Не менее вреден с этой точки зрения расположенный поблизости космодром «Байконур», поскольку вещества из ракетоносителей попадают в воду.
Национальные парки России
Уникальность Лосиного Острова в том, что на его территории в окружении мегаполиса сохранился природный лесной массив, отличающийся исключительным природным разнообразием. Часть лесов Лосиного острова относится к первичным лесам – особому типу древнего девственного леса, сохраняющегося на протяжении длительного периода времени и не затронутого человеческой деятельностью.
Главная особенность природы Лосиного Острова – это большое разнообразие и мозаичное размещение растительных сообществ на его сравнительно небольшой территории.
На территории Лосиного Острова встречается более 600 видов высших растений, 36 видов лишайников, около 90 видов грибов, около 150 видов водорослей. Представлены виды, внесённые в Красные Книги Москвы и Московской области.
В лесном массиве, со всех сторон окружённом городами с многомиллионным населением, обитает или появляется во время миграции около 180 видов птиц, до 40 видов млекопитающих (в том числе лоси, кабаны, пятнистые олени), не менее 13 видов амфибий и рептилий. В водоёмах парка обитает около 15 видов рыб.
Сочинский национальный парк
Источник